Проект Культурно-духовного русского православного центра в Париже - Архитектурное бюро АРХ ГРУП
архитектурное  бюро  АРХ ГРУП
архитектура

Проект Культурно-духовного русского православного центра

Париж, Франция

Проект

Архитекторы: Алексей Горяинов, Михаил Крымов, Мануэль Нуньес-Яновский
Заказчик: Правительство Российской Федерации
Общая площадь: 4 500 м²
Год проекта: 2011
Проект — победитель международного архитектурного конкурса

Скачать пресс-материалы

1. Градостроительное положение

Комплекс расположен на пересечении quai Branly и avenue Rapp, формирующих place de la Résistance. Тыловой фасад комплекса обращён к rue de l’Université. Участок находится в восточном углу крупного треугольника, образованного avenue Rapp, quai Branly и avenue de la Bourdonnais. Его северо-восточный угол выходит на place de la Résistance перед Pont de l’Alma и соотносится с углом здания на противоположной стороне площади — на пересечении quai d’Orsay и avenue Bosquet.

Важной градостроительной задачей проекта является подчёркнутый «парижский» скруглённый угол, соответствующий принципам сложившейся окружающей застройки. Этот угол и северный фасад формируют перспективу с Pont de l’Alma — оживлённой магистрали, связывающей 7-й и 8-й округа. Северный фасад участка обращён к quai Branly, входящему в туристический маршрут от Нотр-Дам до Эйфелевой башни. Поэтому архитектурное решение северного фасада и использование медиэкрана имеют особое значение, учитывая интенсивный транспортный поток на Pont de l’Alma и пешеходные потоки вдоль quai Branly.

Непосредственно к комплексу на quai Branly примыкает старинный дворец. По другую его сторону расположен всемирно известный музей (архитектор Жан Нувель) со стеклянной стеной вдоль набережной, прикрывающей сад и многокрасочный модернистский объём музея. Таким образом, дворец включён в диалог двух современных комплексов, обрамляющих его с обеих сторон.

Ключевой компонент предлагаемого решения — большой сад, занимающий весь участок и открытый для публики; в нём расположена Русская православная церковь. Ось церкви совпадает с осью симметрии бокового фасада дворца. Тем самым проект не только приносит на набережную живописный сад, но и визуально «освобождает» боковой фасад дворца; вместе с церковью они образуют осевую симметричную композицию, традиционную для исторического центра Парижа.

Проект предусматривает создание новой внутренней аллеи, проходящей между дворцом и церковью. Также предусмотрены входы со стороны rue de l’Université и avenue Rapp. Вход с avenue Rapp рассчитан на праздничные богослужения и крестные ходы.

2. Архитектура

2.1. Общие принципы

Главная архитектурная идея — соединить традиционную церковную архитектуру с современным культурно-религиозным комплексом. Объединяющим элементом выступает прозрачный навес, «нисходящий» от куполов церкви, накрывающий сад и огибающий реконструируемое угловое здание. Связывая все части ансамбля, навес придаёт целостность, отражая сочетание религиозных и светских функций. Целостность ансамбля также позволяет решить градостроительные задачи и воссоздать угол одного из центральных парижских кварталов.

Образ комплекса призван сформировать открытый и позитивный имидж Русского православия, привлекательный для прихожан, жителей и гостей Парижа. Подобно традиционным христианским ансамблям, территория вокруг храма — это сад с периметральной оградой. В данном случае граница скорее символическая — это стеклянная стена из низкоотражающего покрытия. Комплекс открыт солнцу, воздуху и взглядам прохожих.

Стеклянная стена является медиa-фасадом, где могут транслироваться статические и динамические изображения, анонсы мероприятий культурного центра, выставок, религиозных праздников, изображения икон и т. п. Проект допускает использование инновационных медиа-решений для создания «второй», интерактивной реальности в открытых и закрытых пространствах, взаимодействия голографических персонажей и объектов с реальной средой — как новая форма коммуникации в реальном времени. Это открывает широкие возможности для программ духовного, культурного и эстетического развития и привлечения людей разных поколений (особенно молодёжи) к деятельности центра.

Церковь расположена в месте, где «лента» навеса и «лента» сада, сходясь у углового здания, разделяются на подходе к набережной. Через весь участок проходит новая аллея, вымощенная крупными каменными плитами с травой меж ними. Аллея формирует сквозной проход от quai Branly к rue de l’Université и обеспечивает доступ ко всем зонам комплекса: храму, саду и угловому зданию.

Основные материалы — белый камень для церкви (символ российской традиции), парижский камень для углового здания и стекло для навеса (символ открытости и одновременно защиты). Навес объединяет три главные части: храм, занимающий весь участок сад, и реконструированное «парижское» угловое здание, в котором размещаются прочие функции.

2.2. Храм

В центре участка, в центре сада, за остеклённым медиa-фасадом, обращённым к набережной и avenue Rapp, располагается Русская православная церковь. Предусматривается храм в традициях XIV–XVI веков — ясных, лаконичных пропорций, особенно выразительных на фоне бокового фасада дворца. Ориентация — строго на восток (допустимое отклонение не более 5°). Храм пятиглавый, трёхнефный, с боковыми приделами. Основной объём вытянутых традиционных пропорций, но площадь нижнего яруса увеличена — около 400 м². Возможна организация меньшего по размеру подземного однопрестольного храма-крипты.

Храм возводится из крупных блоков белого известняка, специально доставленного из России. Главный (западный) вход — с новой аллеи. Дополнительные входы — с юга и севера — для праздничных и обрядовых случаев. Перед северным входом — небольшая площадь в саду для размещения прихожан в дни массовых служб; оттуда же может начинаться Крестный ход: вход с avenue Rapp, обход комплекса вдоль набережной и возвращение по новой аллее.

Купола выполняются по технологии, обеспечивающей их традиционный вид днём и мягкое золотистое свечение ночью. Все барабаны куполов остеклены, обеспечивая мягкий рассеянный дневной свет внутри. Окна барабанов и стен спроектированы так, чтобы исключить прямые солнечные лучи, особенно в районе Царских врат. Интерьеры — традиционная стенопись в стиле Андрея Рублёва. В западном притворе у главного входа — лестница в нижний храм. Хор расположен на втором ярусе западной стены, доступ — по винтовой лестнице. Вместимость верхнего храма — до 600 человек, нижнего — до 400. Храм может использоваться и для публичных культурных мероприятий, пробуждающих интерес к православной культуре.

2.3. Сад

Сад имеет важное символическое значение. Благодаря системе террас, зелёной кровле и террасам здания культурного центра зелёный контур занимает всю территорию: от набережной, за храмом, поднимаясь по террасам углового «парижского» корпуса к звоннице. Низкая звонница — высшая точка комплекса (не считая куполов); она расположена в саду, на крыше углового здания. Зелёные террасы и кровля, доступные из жилых этажей и культурного центра, открывают необычные виды Парижа, навеса и куполов.

Поперечная ось сада образована абсолютно прямой линией новой аллеи, дополненной «романтическим» русским садом на трёх уровнях. Основные породы — «Троицкая зелень», традиционная для России: берёза, ель, клён, липа, ясень. Это перекликается с посвящением храма Святой Троице. Внутри белокаменной ограды в углу, обращённом к Pont de l’Alma, — небольшое озеро с журчащим источником и тихой зоной отдыха, защищённой от шумов и посторонних взглядов.

На углу quai Branly и новой аллеи сохраняются три существующих дерева — как знак бережного отношения к истории места и города в целом.

2.4. Культурный центр

Отдельного здания культурного центра не предусмотрено: весь комплекс под навесом — это духовно-культурный центр. Его границы образуют медиa-фасады, обращённые к quai Branly и avenue Rapp, и фасады углового корпуса. Все функциональные зоны (конференц-зал, выставочные пространства и т. д.) объединены в реконструируемом «парижском» здании на углу rue de l’Université и avenue Rapp. Такое объединение светских, жилых и офисных функций, а также семинарии и приходских помещений в одном объёме обеспечивает гибкость использования в будущем и рациональность сегодня. Здание «вырастает» из исторической ткани Парижа.

Часть фасада на границе участка сохраняется без изменений и плавно переходит в новый современный фасад, выполненный из переработанных каменных блоков, снятых со зданий, подлежавших демонтажу на площадке. Со стороны сада часть объёма демонтируется, формируя каскад террас, спускающихся от зелёной кровли прямо в сад. Этот зелёный каскад с живописными лестницами образует непрерывную зелёную ленту от набережной к крыше, где расположена звонница.

Два верхних жилых этажа отступают относительно нижних и «экранируются» прозрачной безостеклённой сеткой, в которую переходит навес. Отступившие стены и балконы озеленены. В глубине участка, со стороны внутреннего фасада, над существующей пристройкой надстраиваются два этажа — для нужд прихода и семинарии. Фасад пристройки — система узких вертикальных экранов, обеспечивающих приватность и визуальный комфорт при близости дворца.

Конференц-зал культурного центра расположен в подземном уровне под садом; вход — из главного холла реконструируемого корпуса. Внутри предусмотрен атриум на всю высоту, пропускающий естественный свет до подземного этажа. С учётом функционального разнообразия этажей периметр атриума остеклён, что обеспечивает акустический комфорт и соответствие французским нормам пожарной безопасности. В холле-атриуме размещена главная лестница, связывающая все уровни. Для двух жилых этажей предусмотрены отдельные лестницы, что разделяет потоки; при пожаре обеспечены достаточные пути эвакуации.

3. Эксплуатация и потоковые схемы

Главные входы — с новой аллеи со стороны quai Branly и rue de l’Université. Дополнительный вход с avenue Rapp используется во время массовых и праздничных мероприятий. Для таких случаев у южного входа предусмотрена небольшая площадь, разгружающая главную аллею и принимающая большой поток посетителей. Здесь же могут проходить крестные ходы.

Подъезд автотранспорта (включая 15 машино-мест) — с rue de l’Université через две пары ворот, образующие буфер безопасности. Праздничные процессии могут подъезжать к храму по новой аллее непосредственно с набережной и, пройдя через комплекс, выезжать на rue de l’Université.

Входя со стороны набережной, посетитель попадает в сад-террасы, по живописной аллее вдоль исторического фасада дворца подходит к храму. Если цель не посещение храма, можно просто прогуляться, посидеть у озера и источника или, в сопровождении сотрудника, подняться по террасам к звоннице в саду на крыше, откуда открываются виды на комплекс и Париж. Далее посетитель может войти в культурный центр и центральный холл — чтобы пройти в офисы, семинарию, приходские помещения или на жилые уровни. На rue de l’Université аллея заканчивается крытым участком с доступом в культурный центр и конференц-зал. Эта зона может перекрываться снаружи для ограничения доступа в комплекс либо отделяться от храма раздвижной стеной, разделяя потоки религиозных и культурных посетителей.

Входя в угловое здание со стороны rue de l’Université, посетители оказываются в центральном холле и атриуме. На этом уровне — администрации и приходские помещения. Главная лестница и пара центральных лифтов ведут на офисный этаж и в семинарию. Спустившись ниже, посетитель попадает в зелёную рекреационную зону с естественным светом через верхний светильник. Здесь — приходской архив и столовая. Вся кухонная инфраструктура, обслуживающая культурный центр, столовую и жилые этажи, сведена в кухонный блок в подвале; питание подаётся лифтами. Атриум обеспечивает кухне естественное освещение.

В подвале — галерея, соединяющая крипту с атриумом углового здания; вдоль неё — техпомещения инженерных систем. Помимо центральных лифтов и главной лестницы, предусмотрены две независимые вертикальные шахты (лифты и лестницы) для семинаристов (4-й этаж) и священников (5-й этаж). На случай ЧС двери оснащаются антипаниковыми замками; лестницы можно использовать как общие эвакуационные. На жилом этаже семинаристов предусмотрена небольшая общая столовая с выходом на террасы.

4. Конструктивные решения

4.1. Подземная часть

Между храмом и угловым зданием предусмотрен подземный уровень с конференц-залом культурного центра. У храма также есть подземный этаж. Все пространства объединяются в единую систему, включающую подвал существующего здания, слегка расширяемый под инженерные помещения. Французские инженерные компании обладают высокой экспертизой в проектировании подземных сооружений при высоком уровне грунтовых вод. Конструктивно возводится водонепроницаемая железобетонная «ванна». В храме её поверхность облицовывается полноразмерным белым камнем. Подземные работы в зоне, ближайшей к Сене, не ведутся.

4.2. Храм

Традиционный пятиглавый, трёхнефный храм из массивных блоков белого известняка. Толщина наружных стен — около 1 метра. Своды опираются на четыре мощные круглые каменные колонны. Конструкция традиционна и восходит к образцам XIV–XVI веков.

4.3. Сад

Сад делится на три части: нижний сад вокруг храма, террасный сад в частично демонтированном объёме и верхний сад на крыше корпуса на rue de l’Université. Все три сада поливаются дождевой водой из накопительных цистерн. Освещение и озвучивание реализованы модульной системой с регулируемыми сценариями.

4.4. Культурный центр

Существующее угловое здание на rue de l’Université и avenue Rapp сохраняется с частичным использованием несущей системы и фасадов. Правая часть корпуса частично демонтируется для устройства террас. Двухэтажная задняя надстройка выполняется из железобетонных и металлических конструкций. На кровле и террасах — слой грунта толщиной 0,3–1,0 м для высадки деревьев и кустарников. Новый фасад облицовывается каменными блоками от демонтированного здания Météo France. Перекрытия прорезаются, образуя атриум на всю высоту.

4.5. Ограда

Ограда комплекса — двойная стеклянная стена из панелей размером 4×4 м (максимальный формат компании Saint-Gobain). Конструкция поддерживается стеклянными пилонами с внутренней стороны. Используется специальное низкоотражающее покрытие. Между панелями предусмотрены зазоры; по высоте стена заметно ниже навеса. Шаг пилонов 4 м и разрывы между стеклопанелями улучшают акустику, предотвращая распространение звуковой волны вдоль 200-метрового участка по avenue Rapp.

4.6. Покрытие (навес)

Несущая ромбическая сетка навеса опирается на храм и четыре «деревовидные» колонны в саду. В местах изломов конструкция усилена внутренними растяжками. Достигнув углового здания, навес переходит в сетку второго фасада (без стекла). Базовый элемент — ромб на ребре приблизительно 5×30 см; ребро треугольного сечения, сужается книзу, что даёт больше света под навесом и создаёт ощущение лёгкости и «кружевности». Конструкция прозрачна, пропускает достаточно света для деревьев и устойчива к внешним воздействиям.

5. Устойчивость и экология

Главная технология, предлагаемая французскими инженерами, — самоочищающаяся кровля. Вода, стекающая по внешней поверхности навеса и нагреваемая солнцем, собирается в подземных резервуарах-аккумуляторах (по принципу термоса) и используется для отопления комплекса, снижая энергопотребление.

Предусмотрена установка значительного количества фотоэлектрических и тепловых панелей на сетке второго фасада. Благоприятную среду для жителей, посетителей и прохожих создаёт большой объём растительности. Площадь сада фактически равна площади участка, что улучшает экологическую ситуацию в районе.

Вторичное использование камня от демонтируемых фасадов, обработка материала на месте и частичное сохранение углового корпуса сокращают потребность в новых стройматериалах и транспортировке, уменьшая связанные с этим выбросы. В долгосрочной перспективе преобладание природных материалов (стекло, камень) положительно влияет на функционирование комплекса и его экологический след для района и округа.