Проект православного храма вблизи Лахта-центра
Заказчик: ПАО ГАЗПРОМ

В проекте есть две ключевые задачи, которые необходимо решить:
1. Увязать суперсовременный небоскрёба и храма.
2. Предложить современный подход к православной храмовой
архитектуре.
Небоскрёб и храм.
В проекте мы столкнулись с абсолютно уникальной ситуацией: храм
расположен совсем рядом с огромным небоскрёбом.
Небоскрёб – символ мирских стремлений человечества. Это символ
интеллектуальных и технических достижений. Символ представления
человека о собственном величии.
Храм же, напротив – символ стремления к духовному, то есть прямая
противоположность небоскрёбу.
Изначально храмы были самыми высокими сооружениями в городах.
Теперь их место заняли небоскрёбы.
Небоскрёб Лахта-центра в десять раз выше чем храм и с ним бесполезно
соперничать. Но теперь храм не должен поражать людей своим
размером, теперь у него другая задача – напоминать о вечном, о
духовных ценностях.
Архитектура храма должна стать отражением противоположных
небоскрёбу ценностей, поэтому в его образе больше символов
природных, чем рукотворных. Это напоминает людям об истоках
мироздания, о том, что является основой всего сущего на земле. Также
его принципом является простота и лаконичность образа.
Мотивы, которые отражены в архитектуре храма:
— море, волны
— суровая, лаконичная архитектура севера
— лемех
— шатёр
— холмы
— ели, северный пейзаж
Современный подход в храмовой архитектуре.
Чтобы переосмыслить православную архитектуру с позиций
современной эпохи мы должны сделать то, что уже неоднократно
делалось нашими предшественниками из предыдущих эпох: мы
должны объеденить древние русские традиции храмовой архитектуры с
современными технологиями и эстетикой. Классицизм и барокко – это
этапы, которые также стали примером осмысления храмовой
архитектуры с учетом требований того периода. Сейчас наступил новый
этап, который требует нового подхода. Символично, что храм
расположен в Санкт-Петербурге, городе, который сам являлся
символом наступления новой эпохи и строился базируясь на самых
современных достижениях того времени. Где как не в Санкт-Петербурге
должен появиться храм, по-новому осмысляющий современную
храмовую архитектуру?
Как уже говорилось ранее, главным принципом проекта является
лаконичность и простота архитектуры.
Силуэт храма напоминает шатровые православные храмы. Нижняя
часть храма стелется по земле, напоминая то ли рельеф, то ли морские
волны. Из нее вырывается, устремляясь вверх, конус шатра. Такой
силуэт очень характерен для шатровых храмов 16-17 веков.
Шатровые храмы – это уникальное явление, не имеющее аналогов в
мировой храмовой архитектуре. Поэтому являются очень узнаваемым
образом. Шатер стал характерным элементом для храмового зодчества
русского севера. При этом огромный шатер был возведен в важнейшем
для русского православия Воскресенском Ново-Иерусалимском
монастыре под Москвой даже несмотря на запрет строительства
шатровых храмов в 17 веке. Известный символ русского храмового
зодчества – Покровский собор на Красной площади (храм Василия
Блаженного) также является шатровым, как и другой пример — храм
Вознесения в Коломенском, который поразил воображение
современников и являлся переосмыслением древней традиции
деревянного зодчества применительно к каменной архитектуре.
Летописец восторженно отметил, что такая «велми чюдная» церковь
«не бывала прежде сего в Руси».
Также шатер перекликается с архитектурой небоскрёба, поскольку своей
формой символизирует устремленность вверх. Это позволяет создать
определенную визуальную связь между зданиями.
Нижняя часть вдохновлена простыми, лаконичными белокаменными
храмами Пскова, которые как-бы стелились по земле. Им так же была
присуща легкая асимметрия и минимальное количество декора на
белоснежных стенах. В их архитектуре чувствуется аскетизм и
сдержанность. Благодаря этому они гармонируют с окружающей
природой и создают ощущение покоя. Мы хотим передать похожее
ощущение в нашем проекте, чтобы добиться противопоставления
динамичному и насыщенному образу небоскрёба.
Основываясь на этих ярких образах мы предлагаем характерный силуэт
шатрового храма, выполненный с применением современной
трехмерной оболочки. Плавный силуэт оболочки сохраняет графему
храма, при этом однозначно говорит о сложном, высокотехнологичном
исполнении его конструкции. Какой-либо декор фактически отсутствует,
чтобы ничто не отвлекало внимание от формы самого здания. Вся
оболочка покрыта листами нержавеющей стали, напоминающими
лемех. Они отражают небо, создавая красивую игру цветовых пятен
благодаря сложной форме оболочки. В стенах присутствуют только
окна, которые сделаны в виде крупной перфорации, не нарушающей
форму стен. В интерьере такие окна создадут множество лучей,
пронизывающих пространство храма.